Плотно пообедав бабушкиными пирогами с картошкой и вдоволь напившись холодного молока, я выбежал на улицу, в полуденный июньский зной. И сразу же забыл, куда стремилась моя детская душа, потому что услышал со стороны сада знакомый, тревожный шум… Тысячи пчёл, разрывая воздух в беспорядочном полёте, носились над малинником в котором располагалась дедушкина пасека. Рой пошёл! Июнь – самая пора роения. Значит в каком-то улье пчелы вырастили себе молодую матку и теперь часть их семейства вынуждена отделиться и искать себе новый дом! Дедушка учил, что две «матери» в одном улье – это как две женщины на кухне - никогда не уживутся.
Сейчас самое главное – не проморгать момент и успеть поймать рой! Иначе можно лишиться большого количества работоспособных пчёл! Пока разведчики разлетелись во все стороны света в поисках будущего места жительства, основная масса пчёл, налетавшись над пасекой, начинает формировать «временный» лагерь. И пока они усаживаются где-нибудь неподалеку плотным клубком я уже натягиваю на себя белый рабочий халат, перчатки и защитную сетку. Как же не вовремя дед уехал на сенокос за прутьями для санок! Ведь я еще ни разу не проделывал эту работу сам, а тем более в одиночку! Но сомневаться некогда – если упущу рой, как потом оправдываться!? Спешу разжечь дымарь. Если что-то пойдет не так – без него мне и в защитной одежде несдобровать.
Обычно на пасеках ставят специальные ловушки для роя. По сути – деревянный ящик в центре которого торчит палка. Его закрепляют неподалеку от ульев, слегка наклонив вниз открытой частью. Расположен он метрах в двух над землей, чтобы удобнее было работать с роем. Отличный домик для пчёл. Теоретически, они должны собраться на этой палке и ждать разведчиков. Но у нас эта ловушка никогда не работала. А всё потому, что в саду растет высокая ранетка. И многие поколения пчёл считают её старый, изрезанный глубокими морщинами ствол наилучшим местом, чтобы прицепиться! Тем более, дерево так удобно раздваивается на высоте 4х метров над землей! Ну просто идеальное место! Для пчёл.. Сколько раз дед порывался спилить эту яблоньку, потому что ему, в свои 70 лет, «слегка» некомфортно лазить по веткам!
Вот и в этот раз мне придется снимать их оттуда! Подставляю лестницу. Благо, для пацана 12-летного возраста высота – одно удовольствие. Притащил из амбара роялку – нехитрое изобретение, с виду как большой барабан, только верхняя и нижняя часть покрыта холстом. Часть ткани откидывается и можно «грузить» туда пчёл.
Забравшись наверх, я устроился поудобнее на лестнице, чтоб невзначай просто не убиться. Дед-то подвязывался веревочкой к дереву. Но я ж не дед! Дымарь со мной, спокойно дышит своими ивовыми чурочками, выпуская легкую струйку дыма. Как спящий дракон. Но я знаю, стоит только заработать мехами и дышать тут будет нечем. И пчёлы это знают. Так что уже начали назойливо жужжать прямо возле ушей. Тут главное не запаниковать. Иногда кажется, что они уже залезли под воротник и сейчас начнут жалить! Начнешь отмахиваться или давить их на себе – пиши пропало – на запах раздавленной пчелы тут же слетится целая ватага мстителей!!! Да и страх твой эти существа чувствуют. Хочешь верь – хочешь нет.
Ложкой работаю аккуратно, чтобы не раздавить ни одну пчёлку. Да, именно ложкой, но не обычной, а берестяной, какими обедали русские люди сотни лет своей истории. Только эта ложка большая. Можно, конечно, загребать поварешкой, но чем естественнее инструменты, тем спокойнее пчёлы! Вот они, прямо перед моим носом, держась друг за друга и находясь в постоянном движении, образуют плотный шар. Сотни и сотни кружат вокруг меня - нарушителя спокойствия. Где-то в центре этого клубка находится матка. Пчёлы, подчиняясь неведомому инстинкту, закрывают ее своими телами, берегут от переохлаждения, других воздействий и моя задача – черпая ложкой живую массу, не повредить это хрупкое создание, от которого зависит жизнь большой пчелиной семьи!
Вот вижу – пчёлы сами начали тянуться в роялку. Значит матка уже там и все идет успешно! Через несколько минут львиная доля роя поймана и закрыта в роялке, от чего та приятно потяжелела! Нужно не забыть взвесить ее – кажется здесь больше 4х килограмм, значит это будет крепкая семья, в которой около 40 тысяч пчёл! Так учили меня умные книжки для пчеловодов. Те пчёлки, которые не попали в роялку, смогут вернуться домой, их оттуда никто гнать не будет. Заодно и я успею заметить, какое из наших девяти ульев роилось, потому что через несколько дней нам с дедом предстоит проверить, жива ли оставшаяся матка. Иногда в битве за господство в улье одна из самок может пострадать или погибнуть.
Пчёлы – удивительные существа. Чем больше я узнаю о них, тем больше убеждаюсь – нигде в мире не встретить такой дисциплины, сплоченности… Фантастический, целостный, самодостаточный организм, состоящий из сотен тысяч приверженных особей. И мой дедушка умеет дружить с ними. Даже работает всегда без перчаток. Сегодня мне будет чем обрадовать его, ведь я сам поймал рой! А значит у нас появилась новая семья и через пару дней мы с дедом поставим в саду десятый улей!..